MYWORLDTRIP
Фотографирую. Путешествую. Живу.
Фотограф Санкт-Петербург и Ленинградская область Максимов Павел
21:00
Индия 2012 (часть I)
Индия 2012 (часть I)
I часть.
II часть.
III часть.
IV часть.
V часть.
VI часть.
VII часть.


Вступление

Идея отправиться в загадочную и манящую страну под названием Индия рождалась у меня очень долго. Поначалу это были лишь неосознанные мечты, сформированные в глубоком детстве такими шедеврами мультипликации как «Золотая Антилопа» и «Маугли». Индия была для меня страной махараджей, роскошных дворцов и несметных богатств – золота, драгоценных камней и дорогостоящих специй. Чуть позже, уже в более осознанном возрасте, к этому образу добавилось ещё и восприятие Индии как страны жестокой, большая часть населения которой находится за гранью бедности и нищеты. Немалый вклад в формирование этой точки зрения сделали такие произведения кино и литературы как, например, популярный фильм «Миллионер из трущоб» и известнейший роман Г.Д. Робертса «Шантарам». Последний, кстати, несмотря на всё неприглядное описание жизни бедных слоёв индийского населения, ещё больше разжёг моё стремление посетить эту страну. Итак, мечта превратилась в идею, а идея стала целью на 2012 год – «Удачно съездил в Индию, посетил Тадж Махал». Другое дело, что ехать одному в столь экзотичную часть света было, честно говоря, немного стрёмно. Но тут мне невероятно повезло – оказалось, что Ташка мечтала побывать в Индии не меньше моего, поэтому она согласилась составить мне компанию в этом безумном приключении.
Подготовка к путешествию началась задолго до поездки. Это, кстати, являлось для меня дополнительным источником беспокойства – ещё даже не получен отпуск на работе, неизвестно, что произойдёт к этому времени, а мы уже покупаем билеты! Что касается программы поездки, то, имея в своём распоряжении жалкие две недели отпуска, я понимал, что полноценно проникнуться всей атмосферой и многообразием индийской жизни мне не светит, так что было решено просто проскакать «галопом по Европам» по некоторым из наиболее известных городов Индии – Дели (столица всё-таки), Агра (ясно же написано – «посетил Тадж Махал»), Джайпур (столица Раджастана, да и от Агры недалеко), Мумбаи (хм… «Шантарам» сделал своё грязное дело, и посещение старого Бомбея стало обязательным пунктом программы) и Гоа (настояла Таша, за что ей огромная благодарность). Изначально в список входил ещё и Варанаси, который считается одним из старейших городов мира, имеющий такое же значение для индуистов как Ватикан для католиков. Но, почитав о нём подробнее, я понял, что не готов смотреть на полусожжённые трупы, плавающие по реке Ганг в пределах города, так что Варанаси был благоразумно исключён из маршрута.
Перемещаться внутри страны планировали по железной дороге. Правда, учитывая сложившийся в голове устрашающий образ индийских поездов, этот вариант передвижения внушал некоторые опасения, но мы посчитали себя людьми смелыми, готовыми к любым неудобствам, и попытались купить билеты через Интернет. Наивные простаки! Начать с того, что купить железнодорожные билеты можно только через официальный сайт индийских железных дорог. Помимо того, что разрабатывали этот сайт криворукие индийские программисты, и интерфейс у него, мягко скажем, не «юзерфрендли» (а по-русски «хрен проссыш чё и как там делать»), так ещё и сервисы для бронирования, по слухам, на нём работают лишь в определённое время суток! На САЙТЕ! АВТОМАТИЧЕСКИЕ сервисы бронирования! Трендец! Я себе так и представил картину – рядом с сервером сидит индус и крутит педали, чтобы компьютер работал. А когда рабочий день заканчивается, индус идёт домой, а сервер выключается… Но это всё мелочи. Основная проблема заключалась в том, что для бронирования билетов нужно зарегистрироваться на сайте, а в анкете при регистрации обязательно указать номер мобильного телефона… ИНДИЙСКОГО! Причём в форме жёстко прописан код страны, так что ввести, например, российский номер сотового не получится при всём желании! А номер важен – на него высылается код подтверждения регистрации и код бронирования билетов! Твою-то мать! А как быть не-индусам?! Короче, плюнули и решили часть маршрута лететь местными авиалиниями (благо там никаких проблем с покупкой билетов нет), а по поводу оставшихся участков пути решить прямо на месте.
И вот, наконец, свершилось! Все приготовления сделаны, вещи собраны, на руках у меня куча информации о достопримечательностях, обычаях, особенностях, возможных заболеваниях, методах решения проблем, и вообще всё-всё-всё на всякий непредвиденный случай… Учитывая планируемое количество разъездов, старались брать с собой минимум вещей. Поэтому, чтобы не отягощаться зимней одеждой (в Питере как раз к этому моменту значительно похолодало), было решено добраться до аэропорта на машине (тут обещала помочь Вероника), оставить все лишние шмотки дома, и лететь в тёплые страны налегке. А по возвращению проделать ту же самую операцию, но наоборот. Идея вроде бы здравая, но на деле всё, как обычно, оказалось совсем не так просто…
Разгар рабочей пятницы – не самое лучшее время для перемещения по городу на машине. Вероника с Ташей приехали с опозданием на полчаса, ещё какое-то время ушло на борьбу с мамой, которая жаждала надеть на меня как можно больше тёплых вещей, так что временной запас, специально взятый с поправкой на «возможные непредвиденные обстоятельства» ещё до выезда оказался почти исчерпан. Спокойствие, только спокойствие… Садимся к Веронике в машину, пытаемся выехать из закутка во дворе, который она столь неудачно выбрала для парковки, и, уже почти вырвавшись на свободу, задеваем одну из стоящих на нашем пути машин. Которая, к тому же, принадлежит сотрудникам полиции из расположенного неподалёку пункта охраны правопорядка! Мляяя… Точнее нет, не так… «Ой, кажется, кого-то поцарапали. А может никто не заметит? Давай, Вероника, газуй быстрее! Сейчас прорвёмся и скорее в аэропорт!» Находящийся в каком-то коматозе, я не сразу сообразил, что уже всё, никуда едем. Приехали. А вот теперь – «Мляяя….». Ладно, без паники! Такси, «будьте добры, машину до аэропорта на ближайшее время», оставляем бедную Вероничку разбираться с сотрудниками правопорядка, прыгаем к таксисту и едем-таки в аэропорт. Фух, нормальное такое начало путешествия! Если говорить точнее, ОБЫЧНОЕ для меня начало…
Более-менее отпускать меня начало только в самолёте, когда улыбчивые стюардессы авиакомпании «Emirates» разносили алкогольные напитки, и я влил в себя расслабляющую порцию джина с тоником. Вернулось позитивное настроение, волнение отошло. Полёт до пересадочного пункта в Дубае длился почти 5 часов, но за счёт наличия собственного монитора с огромным разнообразием фильмов для меня он прошёл почти без напряга. Сам Дубай поразил огромным аэропортом, до которого нас везли на автобусе минут десять – то ли самолёт сел в самом дальнем углу посадочного поля, то ли просто арабы хвастались масштабами строительства. На улице жарко, внутри здания – прохладно.
До следующего перелёта у нас оставалось ещё 4 часа, так что мы успели обойти практически всё здание аэропорта вдоль и поперёк. Большая площадь, много кафешек и магазинчиков, высокие цены и ничего интересного! К этому моменту уже жутко хотелось спать, но все лежаки были заняты. Так мы и болтались туда-сюда, страдая от сонливости – состояние разбитое, голова болит, желудок начал шалить. В конце третьего часа мучений решили спуститься к нашему выходу на посадку. Оказалось, что на этом этаже пол аэропорта покрыт ковролином, и многие люди, ни мало не смущаясь, спали прямо на нём. Мне эта мысль показалась соблазнительной, поэтому, чтобы не мешаться под ногами, я лёг в пространство за скамейками и, подложив драгоценный рюкзак с документами и деньгами под голову, практически мгновенно отрубился. Поставленный будильник разбудил меня через полчаса, но даже столь короткий сон придал сил и бодрости, стало значительно легче.
Пока летели до Дели, удалось немного подремать, но полностью избавиться от разбитого состояния не получилось.


Дели


День 1 (17 ноября 2012, Суббота)


В аэропорту на всякий случай поменял немного денег на самые необходимые первичные нужды. Курс обмена долларов на рупии уже там показался мне просто грабительским, а уж потом, когда я смог сравнить его со средним курсом по городу, я осознал, насколько у сотрудников этого обменника не было совести. Вдобавок ещё и кучу дополнительных сборов прибавили!
У выхода из аэропорта с табличкой в руках нас уже ждал водитель, который должен был бесплатно доставить до отеля (сервис, ёптить!). Правда, он уже через пару минут попробовал стрясти с нас деньги (на оплату парковки), но мы талантливо сыграли в игру «моя твоя не понимай, вези нас в отель» и сели в машину. Город был погружён в какую-то странную туманную дымку, и я не мог понять – это горит что-то или воздух здесь всегда такой. Погода, к слову сказать, была совсем не жаркая. Все оставшиеся дни я так и ходил джинсах, в которых уезжал из Питера.
У водителя уточнил время поездки до отеля – оказалось, примерно час. Это меня удивило, поскольку на дорожной табличке было написано, что до Дели всего 16 километров. Однако когда мы въехали в город, я понял, в чём дело – не слишком широкая проезжая часть была битком забита тучей машин, байков и моторикш, которые с нарушением всех правил дорожного движения лезли в каждую щель, создавая постоянные пробки.
Запуганный рассказами о том, что первоклассными гостиничными номерами в Индии считаются те, где по вам ночью не бегают крысы, не течёт с потолка, а также есть собственный туалет и душ, при подготовке я принципиально старался выбирать отели повышенной комфортности, предвидя, что во время путешествия мне будет от чего понервничать помимо жилья. В итоге, в Дели нам достался номер, который владельцы отеля нескромно причислили к классу «люкс» (с соответствующей стоимостью, разумеется). Разумеется, до «люкса» ему было как до Пекина раком, но в целом всё оказалось не так плохо, как я опасался. Довольно приличная комнатка, чистое бельё и даже душ с горячей водой (если дождаться, пока она нагреется). Более того, у нас даже работал кондиционер и был Wi-Fi (прогресс, млин)! Начитавшись всяких ужасов о кошмарной антисанитарии, с которой приходится столкнуться туристам в Индии, мы не рискнули чистить зубы водой из-под крана, а потому решили прогуляться до ближайшего магазинчика, купить воды в бутылках. А заодно и осмотреть близлежащие окрестности.
Говоря откровенно, эти самые «окрестности» выглядели очень и очень неприглядно! Трудно было поверить, что мы шагали по улицам современного мегаполиса, который при этом ещё и являлся столицей огромного государства! Пусть не европейского, но всё же. Старые, обшарпанные (а зачастую и полуразрушенные) здания, кучи строительного и продуктового мусора на дороге и тротуарах, дохлые крысы, экскременты. Однако, несмотря на всё это, у меня окружающая обстановка никакого негатива или брезгливости не вызвала – я много читал про весь этот ужас и потому был морально готов. А запахи, витавшие в воздухе, мне даже нравились – какая-то своеобразная смесь благовоний и специй, с пикантным оттенком гнилости. Плюс ко всему, в тот момент я, видимо, ещё не до конца осознавал, что, наконец, всё-таки оказался в Индии – слишком внезапная смена обстановки. Требовалось некоторое время, чтобы окончательно это принять. А потому я просто отстранённо наблюдал за всем происходящим, фиксировал в памяти, не испытывая особых эмоций. По дорогам ходили индианки, закутанные в цветастые сари, ездили тук-туки и велорикши, а прямо на обочине меланхолично валялись знаменитые индийские коровы.



Бросалось в глаза, что кроме нас с Ташей вокруг не было вообще ни одного европейца! И все встречавшиеся нам местные жители с интересом на нас пялились как на какую-нибудь диковинку. Особенно много внимания доставалось Ташке. Ну, ещё бы – светлокожая красавица с солнечно-рыжими волосами, отличной фигурой и «двумя высшими образованиями» весьма достойного размера! 100% мужского населения сворачивало головы, провожая её взглядом. И лично мне от этого становилось слегка неуютно.
Купив пару бутылок питьевой воды, мы вернулись в номер с намерением пару часов подремать, чтобы придти в себя после утомительного перелёта. Однако хорошенько выспаться не удалось, мешал шум за окном – постоянные крики, гудки и бибиканье. Понял, что ночью придётся-таки спать в берушах! Проснулись ближе к вечеру. Ехать по достопримечательностям уже смысла не было, а потому решили просто прогуляться по городу, дойти до главной базарной улицы, поменять валюту, а заодно попытаться разобраться с железнодорожными билетами в Агру.
Мэйн Базар (Main Bazaar) своим внешним видом напомнил мне Волкинг Стрит (Walking Street) в Паттайе – такая же колоритная узкая улочка, только без трансвеститов и проституток, а вместо баров – бесчисленное множество магазинчиков, лотков, кафешек и забегаловок. Довольно людно, но иностранцев почти нет. Обратил внимание, что 90% встречающихся индийских женщин были одеты в национальную одежду – разноцветное сари. Этот же процент сохранялся во время всей нашей поездки. Причём, независимо от уровня достатка его обладательницы, ткань сари всегда была яркая и красочная. У мужчин же всё происходило с точностью до наоборот – лишь 10% из них были одеты в какой-либо национальный костюм, а оставшееся большинство носило ничем не примечательные штаны или джинсы, футболку или рубашку.



Прошлись по обменникам, нашли более-менее официально выглядящий и обменяли доллары на местную валюту. Курс был чуть ниже самого выгодного на улице, но зато здесь выдавали официальную квитанцию об обмене, которую, как я вычитал, могли в дальнейшем потребовать при покупке билетов на поезд. Кроме того, только с этой квитанцией можно обменять обратно оставшиеся деньги перед отъездом домой.
Здесь же, в одном из туристических офисов, заказали себе билеты в Агру. Поначалу нас напугали, что все билеты уже раскуплены, но потом нашёлся-таки ещё один дополнительный поезд, на который имелась пара мест. Мужик забрал у нас деньги и сказал «Приходите через 2 часа». Я как-то сразу напрягся, поскольку главное правило пользования услугами в Индии учит: «Сначала получите товар или услугу и только после этого платите деньги». На вопрос же о том, почему нельзя дать нам билеты сразу, индус ответил, что ему сначала нужно послать мальчика за билетами на вокзал! Блииин… Ладно, всё равно мы вряд ли бы так просто разобрались на индийском вокзале как купить билеты на нужный поезд. Правда, никто не давал гарантии, что, придя через пару часов, мы не обнаружим в этом же офисе другого индуса, который не будет знать, кто мы такие! Но выбора не было. Поэтому следующие пара-тройка часов прогулки по городу прошли у меня с некоторой тревогой на душе.
Пока гуляли вдоль Мэйн Базара, к нам периодически подходили знакомиться местные жители. «Хэллоу, вера ю фром?». Ну, и далее стандартный список вопросов, неизменный в любой азиатской стране – как зовут, давно ли приехали, куда собираетесь ехать дальше и т.д. После этого чаще всего нас настойчиво приглашали зайти в ближайшую лавку, посмотреть товары, поболтать с продавцами, некоторые из которых, к моему удивлению, неплохо говорили по-русски!
От места, где мы гуляли, ближе всех остальных достопримечательностей находился храм Лакшми Нарайян (Lakshmi Narayan) – очень красивое строение, которое было включено в мой маршрутный список. Пока ещё не окончательно стемнело, мы решили успеть посмотреть за сегодня хотя бы его, благо по карте идти было вроде не очень далеко. По пути с нами увязался молодой индус весьма сомнительного вида, который решил помочь нам добраться до храма. Его услужливость и готовность помогать незнакомым людям очень настораживала и наводила на две мысли – либо он потом потребует за это денег, либо (возможно вместе с друзьями) попробует эти деньги в каком-нибудь тёмном переулке отобрать. Странно, но вариант, что его помыслы чисты и он желает помочь лишь по доброте душевной, в голову как-то не приходил… Вот насколько мы запуганы и в чужой стране отовсюду ждём подвоха! Таша не выдержала и специально уточнила, является ли его помощь платной, на что получила искренние уверения, что он просто хочет помочь иностранцам, которые приехали в его родную страну и «ничего не знают и не понимают». Мило, конечно, но моих сомнений парень так и не развеял. Поэтому мы всячески старались избавиться от нашего провожатого, но он оказался весьма настырным, хотя и не особо докучливым – шёл несколько впереди, периодически оглядываясь и проверяя, не отстали ли мы, практически не разговаривал и лишь иногда направлял. Под конец он сам, к нашему немалому облегчению, решил распрощаться и посоветовал взять тук-тук, чтобы доехать до храма, к которому мы к тому моменту, кстати, шли уже минут сорок! Ничего себе «не очень далеко»! Тут либо что-то с картой, либо индус нас всё-таки не туда повёл, и мы сбились с пути. В общем, поняли, что сегодня осмотр архитектурных достопримечательностей нам уже не светит, а потому решили возвращаться к Мэйн Базару, но предварительно зайти в ближайшее кафе.
Заведение, честно говоря, было весьма сомнительным, но где наша не пропадала! Уж больно хотелось перекусить и впервые отведать в Индии настоящей индийской еды. Ещё перед вылетом я был до чёртиков запуган рассказами о том, что из-за грязи и огромного количества бактерий здесь ни в коем случае нельзя есть сырые овощи и фрукты, пить воду из бутылок, которые открывали не при вас, ни к чему лишний раз не прикасаться руками и желательно вообще не дышать… Так что меры, предпринятые нами, были весьма серьёзными: перед каждым приёмом пищи мы протирали руки и столовые приборы антибактериальными салфетками или специальным гелем, и дополнительно до и после еды делали по глотку крепчайшего рома (легендарного местного сорокаградусного «Old Monk», купленного сразу же у отеля как раз для этих целей). В общем, у бактерий не было ни единого шанса! Для того чтобы не палиться, позже ром перелили в полулитровую бутылку из-под «Coca-cola» (они как раз совпадали по цвету), так что работники кафе и ресторанов, которые мы посещали, имели возможность наблюдать за чудаковатыми туристами, которые странно кривились и морщились после каждого выпитого глотка лимонада. Меню в кафе оказалось на английском, но с таким количеством неизвестных слов, что заказывал я фактически вслепую. Увидел знакомое слово «карри». Вспомнил рис «карри» дома, и заказал его. Выяснилось, что «карри» - это просто приправа, а принесли мне мясо курицы на кости, которое плавало в жирном остром соусе. Остром настолько, что после каждой ложки приходилось делать глоток воды (хотя при заказе специально просили сделать блюда «нот спайси»). Курица оказалась жёсткой и невкусной, а рис, выступавший в роли гарнира, слишком пресным. К удивлению, чая в меню не нашлось, а кофе как-то не хотелось. Короче, полное разочарование. Но зато в Индии, а уже одно это очень поднимало настроение!
Поужинав, вернулись той же дорогой к Мэйн Базару. По пути крутил головой на 360 градусов, стараясь впитать в себя и запомнить как можно больше из того, что нас окружало. Левостороннее движение, на дорогах очень много мото- и велорикш. Все постоянно гудят, причём создаётся впечатление, что делают они это не из необходимости, а просто так, ради собственной забавы. Из-за этого вокруг сплошная непрерывная какофония звуков! Снова обратил внимание на запахи. Очень сильные. Порой приятные – ароматические палочки, фрукты, специи. Иногда не очень – например, стойкий запах мочи в тех местах, где местные жители прямо у тротуара устраивали себе импровизированный нужник. Грязь, мусор, беспорядок. Но ничего из этого не вызывает отвращения – у них здесь так было и так будет, и с этим просто нужно смириться…
Зашли за нашими билетами и, хвала небесам, давешний сотрудник оказался на месте. Правда распечатка электронных билетов, которую он нам вручил, выглядела как-то сомнительно, но индус нас успокоил, что всё в порядке. Показал на ней наши фамилии, название поезда, номер вагона и места. Дополнительно посоветовал распечатку никому не показывать, чтобы по номеру бронирования никто не смог наши билеты отменить. Что ж, полезная информация. Только вот где гарантия, что эту же операцию не проделает он сам, чтобы продать наши места кому-нибудь ещё?! В общем, полного спокойствия по-прежнему не было.
Вернулись в наш отель, запили все впечатления первого дня глотком рома, вставили бируши в уши и завалились спать.


День 2 (18 ноября 2012, Воскресенье)


Ночью бируши вывалились, но я, видимо, настолько сильно устал за день, что никакой шум не был способен меня разбудить!
Поскольку вчера мы так и не смогли добраться ни до одной из запланированных достопримечательностей, сегодня с самого раннего утра было решено отправиться в знаменитый Красный Форт Дели (Red Fort). Мы снова положились на гугловские карты и снова решили дотопать до нужного нам места пешком. Эх, молодо-зелено!..
Не успели мы пройти и сотни шагов, как к нам привязался очередной добрый самаритя… индус, точнее. Узнав, что мы направляемся осматривать Красный Форт, он уточнил, имеются ли у нас билеты, чтобы туда попасть. Вопрос показался странным – ведь обычно билеты продаются в билетных кассах прямо рядом с достопримечательностью. «Нет, что вы! У нас всё не так. Билеты в Форт вы сможете купить только в туристических офисах, в самом Форте они не продаются!». Блин… Ну вот как на это реагировать? Парень ведь никуда не зазывал, ничего не предлагал, просто информировал о здешних порядках. Кто их знает, может у них и правда здесь так всё устроено? В общем, решили поверить. Поначалу индус хотел просто проводить нас до туристического офиса, но затем посчитал, что пешком идти долго и посоветовал нам взять моторикшу. Мы отнекивались, но «помощник» оказался настойчив и, подойдя к ближайшему тук-туку, попросил водителя отвезти нас сначала в офис, а затем к Красному Форту. Тук-тукер невозмутимо кивнул и назвал цену в 50 рупий. Наш индус возмутился и начал торговаться, приговаривая, что мы его друзья и поэтому нас надо довезти за 20 рупий. Водитель скинул цену до 40. Наш уверенно стоял на своём и, в конце концов, победил. Мы с Ташей поблагодарили его за помощь и сели в крохотный тук-тук.



Ехали, к слову сказать, довольно долго. В туристическом офисе нас встретили как родных – усадили в кресла, стали расспрашивать о том, откуда мы прибыли в Индию. Узнав, что из России, принялись показывать фотки на телефоне из недавней поездки к друзьям в Питер (как тесен мир!). В общем, прямо «ути-пути»… Далее пошли вопросы о наших планах и предложения устроить высококлассные и недорогие поездки в Агру и Джайпур. Узнав, что билеты в Агру мы уже купили на Мэйн Базаре, сотрудник офиса огорчился – мол, что же вы такие глупые, ведь там столько обманщиков, которые продают наивным иностранцам фальшивые билеты. А после этого попросил посмотреть нашу распечатку. Ага, щаззз… Помня совет вчерашнего продавца, я даже и не думал ничего показывать, сославшись на то, что оставил билеты в отеле. Да и вообще дал понять, что нас мало интересуют услуги, которые он предлагает, и мы просто хотим купить несчастные билеты в Красный Форт. Индус, поняв, что его «добродушие» не прокатывает, резко помрачнел, назвал меня «чересчур агрессивным», после чего раздражённо бросил, что входные билеты мы спокойно можем купить в кассе рядом с Фортом и не парить ему мозги! Мляяя…
Тук-тукер всё это время дожидался нас на улице (денег я ему пока что, разумеется, не заплатил). Однако ехать дальше к Красному Форту он отказался – начал заливать, что позвонил своему другу, который рассказал, что в центре Дели сейчас жуткие пробки, из-за которых не проехать, так что, мол, нам лучше добираться самостоятельно на метро. Ну, тут даже самый тупой сообразит, что это развод чистой воды! Однако спорить я с ним не стал, поскольку поездка на метро всё равно входила в наши планы на сегодня, да и вход на станцию располагался совсем рядом, метрах в пятидесяти. По-хорошему, правда, нужно было просто из принципа оставить жулика без денег – типа, «ноу Рэд Форт – ноу мани», но я подумал, что 20 рупий – это примерно 12 рублей, так что хрен с ним, пусть это будет на его совести.
Метро в Дели совсем новое, построенное всего лишь 10 лет назад. Чистое, современное, обустроенное. Поезда – быстрые, тихие, прохладные, просторные. Людей мало, толкучки нет, всё чинно и благородно. Повсюду удобные указатели и подсказки на нескольких языках. По комфорту и удобству индийский метрополитен ничем не уступает метро в любой европейской столице! Попадая сюда после того пиз@еца, который творится наверху, испытываешь, мягко говоря, когнитивный диссонанс! Как будто оказался совсем в другом мире, или, по крайней мере, в другой стране!



Правда, есть и свои чисто индийские прибабахи. На входе в метро – обязательная проверка багажа через рентгеновский сканер, а также проход через металлодетектор. Мужчины проходят через одну рамку, женщины – через другую. Зачастую за этим следует дополнительный осмотр личных вещей сотрудниками в полицейской форме. В общем, всё строго. У нас такой досмотр я встречал только в аэропортах.
Ехать пришлось недолго – по карте Красный Форт находился всего в одной остановке от того места, где мы сели. Выход из станции вполне можно назвать «вратами во времени» – из мира цивилизации и современных технологий мы всего за несколько шагов переместились обратно в средневековые трущобы старого Дели. Вид окружающих зданий и пристальные мрачные взгляды местных жителей немало напрягали. Особенно настораживал тот факт, что на всей улице я не увидел НИ ОДНОЙ женщины! Дополнительные затруднения мы испытали, когда нам, пардон, приспичило по малой нужде. На мой вопрос «Извините, а где здесь можно найти туалет?» суровый индус указал мне на угол ближайшего дома с выражением лица вроде «Ты чё, сам не видишь?». Когда же я уточнил «А где здесь туалет для леди?», он покачал головой и категорично ответил «Здесь нет туалета для леди!». Вот такая вот дискриминация по половому признаку! Пришлось бегом выбираться из этой клоаки и искать клозет в ближайшем бистро.
Почему-то я был на 100% уверен, что такую известнейшую достопримечательность, как знаменитый Красный Форт Дели должны знать все местные жители. Ан-нет! Мы спрашивали у каждого встречного прохожего, у каждого тук-тукера, но все они лишь отрицательно мотали головами. Тогда я вспомнил, что Форт имеет второе название, которое по-индийски звучит как «Лал Кила» (Lal Qila). Тут уже дело пошло гораздо быстрее. Нам тут же указали автобус, который должен был привезти туда, куда нужно. Автобус?! Вообще-то тут вроде должно быть недалеко. По карте, по крайней мере. Пока ехали на автобусе успели, мне кажется, собрать все городские пробки! В конце концов, кондуктор подсказал, где нам нужно выходить, да ещё и денег за проезд не взял – мол, хрен с вами, убогими.
И вот, не прошло и нескольких часов, как мы наконец-то увидели красные стены Лал Кила! Высоченные тридцатиметровые стены цитадели простирались на несколько километров, так что не заметить их было невозможно! Мы воспряли духом и отправились на поиски входа, периодически отмахиваясь от назойливых предложений мото- и велорикш доставить нас туда на колёсах. И очень зря, как оказалось. Весь комплекс Форта был по периметру огорожен решёткой, так что до центральных ворот нам пришлось топать ещё как минимум полчаса, продираясь через толпы прохожих, торговцев и попрошаек.



Ташка снова была звездой! К ней периодически подходили мужчины, девушки и даже целые семьи, прося разрешения сфотографироваться с ней «на удачу». Вот это я понимаю популярность!



На входе в Форт, как и в метро, стояли металлодетекторы, а вдобавок ещё и посты с пулемётчиками. Блин, да они просто какие-то параноики! Преодолев все преграды, мы наконец-то вошли в ворота цитадели.



По сути, Форт представляет собой огромный комплекс, внутри которого расположены многочисленные постройки эпохи Великих Моголов, которые когда-то служили жилыми помещениями для правителя Шах-Джахана (Shah Jahan), построившего крепость, его семьи, придворных и слуг. Здания поражают своей истинно восточной красотой – каждое из них украшено изумительными витиеватыми узорами, мозаикой, резьбой по камню. Роскошные узорчатые арки и колоннады заставляют восхищаться терпением и усердием строителей, создавших эту прелесть! Да, именно так я и представлял себе знаменитую архитектуру индийских дворцов! Было видно, что время не пощадило былую красоту – некогда украшенные золотом и серебром, инкрустированные драгоценными камнями, сейчас стены, потолки и колонны зданий имели довольно побитый и обшарпанный вид. Но даже те «жалкие остатки былой роскоши», которые мне довелось увидеть, потрясали своим великолепием!



Некоторое время мы просто бродили от одной постройки к другой, любуясь мастерством древних зодчих, но спустя некоторое время солнце начало довольно ощутимо напекать голову, так что пришлось искать прохладное местечко. Дело в том, что из-за вполне терпимой температуры мы довольно опрометчиво не взяли с собой на прогулку ни солнцезащитные очки, ни головные уборы, и поэтому приходилось опасаться солнечного удара. Выручили краны с питьевой водой, разбросанные по территории Форта. Пить эту воду мы, конечно же, не рискнули, но вот для того, чтобы умыться и остудить голову, она вполне подходила. Погуляв ещё немного по территории крепости и понаблюдав за многочисленными белками (или бурундуками?), носившимися тут и там, мы направились на выход, к следующей достопримечательности – мечети Джама Масджид.



Джама Масджид (Jama Masjid), что в переводе означает Пятничная или Соборная мечеть, является самой большой и самой знаменитой мечетью в Индии, внутренний двор которой способен вместить до 25 тысяч паломников. Входить внутрь можно только босиком. У ворот стояли какие-то не вызывающие доверия индусы и требовали отдать обувь им. Они же собирали деньги за вход, выдавая взамен вполне правдоподобно выглядящие билеты. Позже выяснилось, что это очередное разводилово, поскольку на самом деле проход в мечеть бесплатный. Это было записано в моих путевых заметках, но в тот момент я затупил и последовал примеру шедшей впереди меня пары иностранцев, с которых тоже потребовали плату. Деньги я заплатил, но обувь мы всё-таки взяли с собой. Таше дополнительно выдали разноцветную простыню, чтобы прикрыть оголённые колени.



Без сомнения, Джама Масджид заслужила свою славу! Мусульманские мечети вообще отличаются изяществом исполнения, а эта вызывала восторг и искреннее восхищение! Роскошные купола, стройные минареты, стены фасада, украшенные строками из Корана – всё выглядело в высшей степени достойно и внушало уважение и трепет! Признаюсь, здесь мне понравилось даже больше, чем в Красном Форте. Более атмосферно, что ли…



Продолжение

Источник
Просмотров: 1274 | Добавил: SamuraiD | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]